ANALYSIS OF POST-VACCINATION REACTIONS AFTER APPLICATIONS OF THE ANTIKOVID VACCINE "SPUTNIK V" IN THE GOMEL REGION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article represents statistical data reflecting the incidence of post-vaccination reactions and their gender differences after 1st and 2nd doses of the Sputnik V anti-covid vaccine in men and women of different age in the Gomel region

Keywords:
vaccine Sputnik V, hyperthermia, weakness, headache, men, women
Text
Text (PDF): Read Download

Введение. Рост числа заболевших COVID-19 по всему миру, появление новых штаммов SARS-CoV-2 привело к необходимости срочного создания антиковидных вакцин [1-6]. Первая вакцина для профилактики коронавирусной инфекции была разработана в Национальном научно-исследовательском центре эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи Минздрава России и получила название «Спутник V». Несмотря на то, что препарат был создан в рекордно короткие сроки, его эффективность подтверждена более чем годовым периодом применения в рамках широкой вакцинации населения не только в Российской федерации. Спектр заявленных производителем постпрививочных реакций, возникающих после введения 1-го и 2-го компонентов вакцины, свидетельствует об адекватном ответе организма человека на проникновение генетической частицы вируса и начале формирования гуморального и клеточного иммунитета. В перечне постпрививочных симптомов отмечаются такие как гипертермия, общая слабость, головная боль, длительность которых колеблется от одного до трех дней. В нашем исследовании мы проанализировали частоту и степень выраженности указанных реакций у жителей Гомельского региона Беларуси.

Цель исследования: проанализировать частоту возникновения и степень выраженности гипертермии, частоту регистрации головной боли и общей слабости после введения 1-го и 2-го компонентов антиковидной вакцины «Спутник V» у мужчин и женщин различного возраста, проживающих на территории Гомельского региона.

Материал и методы. Для реализации алгоритма исследования были разработаны специализированные анкеты, с помощью которых произведен ретроспективный опрос 352 лиц мужского и женского пола в возрасте от 22 до 60 лет – жителей города Гомеля и Гомельской области, прошедших полный курс вакцинации от COVID-19 вакциной «Спутник V». Все исследуемые, согласно международной системе возрастной периодизации ВОЗ, принятой для взрослого населения, были разделены на 2 группы: 22-35 лет (первый период среднего возраста) и 36-60 лет (второй период среднего возраста). С целью определения степени выраженности гипертермии в каждом периоде выделены подгруппы: повышение температуры тела до 37,5 ºС, в пределах 37,5 – 38,5ºС и свыше 38,5ºС. Статистическая обработка данных производилась в программе Microsoft Excel 2010, по результатам которой построены столбчатые диаграммы. Для облегченного восприятия полученные результаты округлены до целых значений.

Результаты и обсуждение.

В результате проведенного исследования установлено, что после введения 1-го компонента вакцины у мужчин в возрастной группе 22-35 лет число случаев гипертермии несколько превысило аналогичный показатель у женщин того же возраста (56% и 44% от общего числа вакцинированных соответственно) (рис. 1).

Рисунок 1.

Частота регистрации и степень выраженности гипертермии

При этом у лиц обоего пола в большинстве наблюдений повышение температуры тела составило не более 37,5ºС (у 30% мужчин и у 26% женщин). Значительно реже отмечался подъем температуры свыше 38,5ºС (у 17% мужчин и у 11% женщин). В минимальном количестве случаев значения гипертермии оказались в пределах 37,5 – 38,5ºС (9% и 7% у лиц мужского и женского пола соответственно). У оставшихся 43% мужчин и 56% женщин из данной группы после введения 1-го компонента вакцины никаких постпрививочных реакций не наблюдалось (рис. 1).

После введения 2-го компонента вакцины в возрастной группе 22-35 лет у женщин число случаев гипертермии значительно превысило аналогичный показатель у мужчин того же возраста (59% и 17% от общего количества вакцинированных соответственно). При этом, у лиц женского пола в большей части наблюдений отмечалось повышение температуры тела до 37,5 ºС (26%) и в пределах 37,5 – 38,5 ºС (22%). Подъем температуры свыше 38,5 ºС регистрировался только в 11% случаев. У мужчин той же возрастной группы число случаев гипертермии было весьма незначительным и показатели ее либо не превышали 37,5 ºС (13%), либо оказывались выше 38,5 ºС (4%). Повышение температуры тела в пределах 37,5 – 38,5 ºС зарегистрировано не было. И все же у в данной возрастно й категории у подавляющего большинства мужчин (83%) и 41% женщин постпрививочный период протекал бессимптомно.

В возрастной группе 36-60 лет после введения 1-го компонента вакцины число случаев гипертермии у лиц мужского и женского пола существенно не различалось (46% и 43% соответственно). При этом повышение температуры тела в пределах 37,5 – 38,5 ºС регистрировалось в наименьшем количестве наблюдений (у мужчин 6%, у женщин 8%). Наиболее часто регистрировались показатели гипертермии свыше 38,5 ºС (24% у мужчин и 20% у женщин). Промежуточную позицию по данному параметру заняли случаи подъема температуры тела, не превышавшие 37,5 ºС и имевшие равнозначное количество у мужчин и женщин (по 16%). При этом более, чем у половины мужчин (54%) и женщин (57%) данной возрастной группы первичная вакцинация не сопровождалась какими-либо побочными реакциями (рис. 1).

После введения 2-го компонента вакцины в возрастной группе 36-60 лет у лиц обоего пола повышение температуры тела регистрировалось в одинаковом числе наблюдений (44%). При этом у мужчин и женщин отмечалось двукратное увеличение случаев гипертермии в пределах 37,5 – 38,5 ºС (12% и 20% соответственно) и более чем двукратное снижение случаев гипертермии свыше 38,5 ºС (12% и 6% соответственно) по сравнению с первичной вакцинацией. Количество подъемов температуры тела до 37,5 ºС существенно не изменилось и составило у мужчин 20%, а у женщин 18%. Как и после введения 1-го компонента вакцины большинство двукратно привитых лиц обоего пола на прививку не отреагировали (56% мужчин и 57% женщин) (рис. 1).

Рисунок 2.

Частота регистрации общей слабости и головной боли

Как правило, выраженные в различной степени гипертермические реакции, сопровождались такими классическими постпрививочными симптомами как общая слабость и головная боль различной интенсивности. Процентное распределение случаев регистрации указанных побочных явлений отражено на рисунке 2.

В возрастной категории 22-35 лет у мужчин после введения 1-го компонента вакцины общая слабость и головная боль отмечались чаще (43% и 35% соответственно), чем у женщин того же возраста (33% и 22% соответственно).

В той же возрастной группе вторая доза вакцины у мужчин спровоцировала возникновение общей слабости в 13% случаев, а головной боли в 17%. В то же время у женщин данные показатели достигали 56% и 44% соответственно. Это, вероятно, объясняется физиологическими различиями мужского и женского организмов первого периода среднего возраста или же связано с влиянием некоторых социальных факторов.

В возрастной группе 36-60 лет после введения 1-го компонента вакцины частота регистрации описываемых побочных реакций практически не имела гендерных различий. Так мужчины жаловались на общую слабость в 40%, а женщины в 39% случаев. Головная боль отмечалась у 30% мужчин и 31% женщин.

После введения 2-го компонента вакцины в той же возрастной группе указанные симптомы чаще регистрировались у женщин, чем у мужчин. Так общая слабость у мужчин наблюдалась в 38% случаев, а у женщин в 43%. На головную боль предъявляли жалобы 30% мужчин и 37% женщин.

Выводы:

1. Бессимптомное протекание постпрививочного периода после введения 1-го и 2-го компонентов вакцины отмечалось в среднем у половины привитых мужчин и женщин обоих возрастных периодов и не имело гендерных различий.

2. Из всех исследуемых постпрививочных реакций в обеих возрастных группах у лиц обоего пола после введения 1-го и 2-го компонентов вакцины чаще регистрировалось повышение температуры тела, нежели слабость и головная боль.

3. Общая слабость и головная боль у мужчин были более выражены после введения 1-го компонента вакцины, а у женщин после 2-го.

4. Соотношение числа бессимптомных случаев и количества побочных реакций после полного цикла вакцинации находится в рамках заявленных производителем значений, соответствует всем требованиям ВОЗ и является естественным показателем нормальной работы вакцины.

 

 

 

 

References

1. Baklaushev, V.P. COVID-19. Etiologiya, patogenez, diagnostika i lechenie / V.P. Baklaushev [i dr.] // Klinicheskaya praktika. - 2020. - № 11 (1). - S. 7-20.

2. Kovalenko, V.V. Ocenka vliyaniya nekotoryh antropologicheskih faktorov i soputstvuyuschey patologii na zabolevaemost' COVID-19 v Gomel'skom regione / V.V. Kovalenko [i dr.] // Suchasni tendencii rozvitku osviti y nauki : problemi ta perspektivi : zbirnik navukovih prac' / [gol. red. Yu.I. Kolisnik-Gumenyuk]. - Kiiv-L'viv-Berezhani¬-Gomel'. - 2020. - Vyp. 7. - S. 330-334.

3. Romanov, B.K. Koronavirusnaya infekciya COVID-19 / B.K. Romanov // Bezopasnost' i risk farmakoterapii. - 2020. - № 8 (1). - S. 3-8.

4. Savost'yanov, V.V. Osobennosti klinicheskogo techeniya COVID-19 / V.V. Savost'yanov // Nauchnyy zhurnal. - 2020. - №4 (49). - S.69-71.

5. Sat'yanath, R.D. Fiziologicheskie i klinicheskie aspekty COVID-19 / R.D. Sat'yanath [i dr.] // Vestnik RUDN. - 2020. - № 24 (3). - S. 201-206.

6. Ulumbekova, G.E. Analiticheskie materialy po probleme COVID-19 / G.E. Ulumbekova // Infekcionnye bolezni: novosti, mneniya, obuchenie. - 2020. - № 4 (49). - S. 56-60.

Login or Create
* Forgot password?